К выбору строительного материала славяне подходили трепетно. А поскольку у них существовал культ дерева, именно его нередко и выбирали для этой цели. Его считали оберегом, который не просто пригоден для строительства, но и принесёт удачу.
Безусловно, на формирование таких верований оказывали влияние и особенности самого материала, его устойчивость к гниению или влагостойкость. Наиболее пригодными для строительства и приносящими здоровье для обитателей домов считались хвойные породы. Их смола служила ещё и дополнительной защитой от проникновения влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубили наиболее важные нижние венцы срубов. Для срубов стен использовали сосну, поскольку она благоприятно влияет на здоровье человека; стропила кровли изготавливали из ели. Дополнительной защитой от влаги и естественным антисептиком служил мох, которым прокладывали скрепляемые бревна. Осина использовалась больше для отделки, нежели для строительства.
Ещё один важный момент: славяне тщательно выбирали место, на котором осуществляли рубку деревьев для своего жилья. Для них имело значение и то, какую форму имеет дерево, как и куда оно упало при рубке. Для строительства дома запрещалось использовать деревья из священной рощи, с кладбищ; грехом считалось срубить молодое дерево (ребёнка) и старое (мудреца). Если при рубке дерево упало на север («на «полночь»») или при падении зацепилось за кроны других деревьев и зависло в них, то считалось, что духи это дерево не отдают, поэтому его нужно оставить в лесу. Опасными для человека считались деревья с дуплом или наростами, с причудливой формы стволом. Считалось, что в них непременно обитает злой дух. Сухое дерево или дерево с большим сучком, после выпадения которого образовывалась большая дыра, сулило гибель всей семье или хозяину дома, поэтому также не было пригодным для строительства.
Обработка строительного материала тоже была целой наукой. Для строительства никогда не использовался свежесрубленный массив. Бревна, очищенные от коры и сучьев, должны были сначала вылежаться, как следует просохнуть. Так они «избавлялись» от древесных духов. И лишь после того, как все эти процессы были завершены, славяне принимались "рубить дом". Именно "рубить", а не "строить".
Обработка дерева топором тоже была своеобразным священным действом. Если в дереве живут духи, то чем же, как не орудием богов, можно его обрабатывать? Топор был воплощением золотой секиры Перуна — могучего бога-воителя и труженика. Даже когда славяне заимствовали у германских племен пилу, позволяющую быстрее спилить дерево и распилить его на доски, они продолжали использовать топор при обработке древесины. Они быстро заметили, что пиленые бревна и доски впитывают влагу легче, чем рубленые и тёсаные. Мало того: опиленные бревна дают трещины и быстро разрушаются, а после обработки топором древесные волокна уплотняются и становятся невосприимчивыми к воздействию ветра и влаги. Кроме того, топором работают вдоль волокон, что также способствует сохранению их естественного состояния. Именно поэтому в славянских постройках используются рубленые бревна и тёс (от глагола "тесать"), а не пиленые доски.